Медицина Россия, каталог сайтов, обмен ссылкамиТо,
что мы ищем, – это картина забытых лет пациента... Работа
психоаналитика по конструированию или, если хотите, реконструированию в
большей степени напоминает археологические раскопки какого-нибудь
древнего сооружения. Эти два процесса на самом деле идентичны, за
исключением того, что аналитик работает в лучших условиях и имеет в
своем распоряжении больше материала, поскольку то, с чем он работает, не
разрушено, а до сих пор живо – а может быть, и по другой причине. Так
же как археолог воссоздает стены здания по сохранившемуся фундаменту,
определяет количество и расположение по углублениям в полу и
восстанавливает настенную живопись и украшения по обломкам, так
действует и психоаналитик, когда он делает свои выводы на основе
фрагментов воспоминаний, ассоциаций и поведения анализируемого. Оба
имеют неоспоримое право реконструировать путем дополнения и и
комбинирования сохранившихся остатков. Оба, более того, подвержены
сходным трудностям и ошибкам... Аналитик, как уже было сказано, работает
в более благоприятных условиях, чем археолог, поскольку у него в
распоряжении есть материал, которому нет аналога при раскопках, такой
как повторение реакций, исходящих из детства, и все, что возникает в
связи с этим повторением в переносе... Все важные элементы сохранны, и
даже те, которые казалось, полностью забыты, где-то и как-то существуют,
будучи лишь похороненными и недоступными для субъекта. Только от
аналитической техники зависит, достигнем ли мы успеха в полном освещении
того, что было скрыто."
Зигмунд Фрейд
ПСИХОДРАМА
Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами. П. как лечебный, психотерапевтический метод была создана и разработана Морено (Moreno J. L.) на основе опыта его театрального эксперимента "спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого "Я" в "театре жизни". Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра", послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного психотерапевтического метода.
Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Дальнейшие исследования в области П. подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают: предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли; вовлечение пациента в исполнительскую деятельность; появление возможности внести в игру собственные импровизации; получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия. Отмечают также, что П. способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.
Классическая процедура П. предполагает наличие следующих элементов:
1. Протагонист - пациент - субъект П., главный исполнитель, представляющий свои проблемы.
2. Терапевт (режиссер, фасилитатор) - тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре ("разогрев"), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего.
3. Помощники терапевта - котерапевт и пациенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. Эта категория обозначается так же, как "вспомогательные "Я"". "Вспомогательные "Я"" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я". Выделяют несколько основных функций "вспомогательных "Я"": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия; сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
4. Зрители - остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.
5. Сцена - место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Процесс П. включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную ("разогрев"); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, "живые скульптуры", импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр. Вторая фаза - разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: "зеркало", "двойники", "другие Я", монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др. Третья фаза - фаза обсуждения, или интеграции, - является завершающей. По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов - ролевой и идентификационной. Первая - обратная связь "из роли". Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Например, женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с сыном, которого она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и самостоятельным. При этом ее высказывания и поведение, сама ситуация разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший роль сына, в процессе ролевой обратной связи сказал ей, что все ее поведение, то, что и как она говорила, вызвало противоположный эффект, создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким мальчиком. Таким образом, ролевая обратная связь позволила протагонистке увидеть собственные противоречивые потребности, желания и чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в приведенном выше примере один из участников группы рассказал о том, как он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это вызывало у него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от родителей. Другая участница группы говорила о том, как ей трудно было пережить взросление дочери и что помогло ей справиться с этой собственной проблемой. Таким образом, идентификационная обратная связь, во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов. Иногда третья завершающая фаза психодрамы может содержать и собственно анализ и интерпретацию психодраматического действия. Однако при наличии качественной ролевой и идентификационной обратной связи это становится излишним.
Метод П., ее различные приемы и процедуры используются не только в рамках психоанализа и генетически связанных с ним концепций, так как интерпретация материала, а также цели отдельных процедур и ролевой игры могут соединяться с различными теоретическими ориентациями. В частности, психодраматические процедуры довольно широко применяются при проведении гуманистически-ориентированной психотерапии, гештальт-терапии, тренинговых методов.
Существует опыт использования различных вариантов П., отличающихся от классической процедуры, при работе одной психотерапевтической группы, при этом в каждом конкретном периоде групповой психотерапии П. выполняет различные функции. Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания.
П. как составная часть групповой психотерапии широко используется при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями, в том числе в психотерапии детей и подростков, а также в семейной психотерапии.
СПЕЦИАЛИСТЫ
Центра РДП
Россия Доктор Психотерапевт
Разборов Юрий Алексеевич
Доктор Психотерапевт, Гипнолог, Практический Психолог.
Основатель и Президент Центра РДП Россия Доктор Психотерапевт.
Автор основного Психологического метода лечения в РДП.
Корнилов Эдуард Анатольевич
Гипнолог, Психотерапевт высшей категории, Врач-психиатр. В рамках консультативного приёма
специалист проводит диагностическое психологическое тестирование, по
результатам которого осуществляется индивидуальный подбор способов
коррекции имеющихся нарушений функции психоэмоциональной сферы.
Попова Елена Антоновна
Психотерапевт, Психолог, Гипнолог. Квалифицированный
врач, специализируется на терапевтическом воздействии через
арт-объекты, приемах нейролингвистического программирования, транс
активного анализа и телесно ориентированной терапии.
Дегтярёв Сергей Александрович
Психотерапевт, Гипнолог и Психолог.
Имеет опыт лечебно-диагностической и экспертной работы с пациентами,
страдающими психическими заболеваниями и пограничными состояниями в
условиях амбулатории и профильного стационара.
Гусева Оксана Викторовна
Психотерапевт, Психолог.
Лечение неврозов, невроз подобных состояний, аффективных расстройств,
тревожных состояний, страхов, панических атак, посттравматических
стрессовых расстройств, кризисных состояний, семейное консультирование,
помощь в создании и сохранении семьи.
Белоусов Алексей Владимирович
Психотерапевт, Психолог, Психиатр.
Специализируется на лечении психических расстройств, заболеваний и
зависимостей. Профессиональное лечение шизофрении, фобий и страхов,
панических атак, психических расстройств, депрессию, фобии.
Воробьёва Ирина Николаевна
Психотерапевт, Психолог, Психиатр.
Дипломированный врач Психотерапевт, специализируется на индивидуальных и
семейных приемах, лечении неврозов, депрессии, тревожных состояний,
посттравматических стрессовых расстройств, реабилитации вовремя и после
разводов.
Михайлов Павел Андреевич
Психотерапевт, Нарколог, Психолог.
Специализируется на: лечении, диагностике психических расстройств,
панических атак, навязчивых состояний. Профессионально занимается
лечением: страхов, неврозов, тревожных состояний, паники в транспорте,
нарушения сна.
Иванкова Инна Геннадиевна
Психотерапевт, Гипнолог, Сексолог, Психиатр.
Врач-психиатр, психотерапевт, сексолог, член Международной ассоциации
урологов-сексологов, защитила кандидатскую диссертацию по теме инцеста,
имеет дополнительное образование по судебной сексологии и прикладной
психологии, психотерапии и клинической психологии.
Шмыгин Андрей Николаевич
Психотерапевт, Гипнолог, Психолог, Психиатр.
Семейная психотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия, сказко-терапия,
игровая-терапия. Врач-психиатр, психотерапевт, имеет более чем 18-летний
опыт работы, прошёл полный курс обучения по специальности «психиатрия и
психотерапия».
Посмотрите пожалуйста на
этот сайтwww.orenburg-doctor.ucoz.ru Обратите внимание на
изменение фокуса Вашего внимания По мере того, как Вы
расслабляетесь Вам становиться лучше и
хорошо! Вы это понимаете и Ваши
мысли могут идти в глубь себя. Вы не сможете опустить их
раньше, Чем Вы вернётесь в приятный
жизненный опыт содержащий Все необходимые Ваши
ресурсы! По мере того, как Ваши
мысли опускаются внутрь себя Вы обнаружите, что снова
переживаете тот опыт в котором Вы используете свои ресурсы
полностью и правильно. Теперь эти ресурсы полностью
доступны и интегрированы в Ваш жизненный опыт теми
способами которые улучшают И обогащают Вашу жизнь.Пройдите бесплатную
консультацию, Где Вас услышат и поймут по тел; 89272511666 или
Skype doctor-razborov а так же эл.адрес
Razborow@rambler.ru Гарантию получите при
изменения Вашего осознания Уже на бесплатной
консультации. Запишитесь на сеанс ! Мы ждём Вашего звонка -
звоните! Россия Доктор Психотерапевт Р Д П
Приём по телефону и по скайпу ведёт дипломированный Практический Психолог Гипнолог Психотерапевт
ИСКРЕННО ВОСХИЩАЮСЬ ВАМИ УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕ
ТОЛЬКО УМ ДЛЯ ТОГО ЧТОБ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ ,А ИМЕЮТ ЕЩЁ И СЧАСТЬЕ И
УДАЧУ И БОЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЫ ЛУЧШИЕ В МИРЕ !